Всем преградам вопреки: чему Украина могла бы поручиться у Азербайджана?

вторник, 14:59

В то самое время, когда в Украине продолжается политический кризис, когда граждане столь прекрасной страны, во имя суверенитета и территориальной целостности которой отдали свои жизни уже 14 азербайджанцев, жаждут услышать позитивные новости, в Баку происходит церемония открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. В столицу Азербайджана прибыли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, главы правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана — Бакытжан Сагинтаев, Георгий Квирикашвили и Абдулла Арипов, а также другие официальные лица.


Такой интерес к событию не случаен. Ведь, эта железная дорога является частью международного амбициозного проекта. Его идея состоит в том, чтобы через Грузию соединить железные дороги Азербайджана и Турции – и тем самым создать более дешевый и короткий альтернативный транспортный коридор от Центральной Азии через Южный Кавказ до Европы.
Как уже отметили бакинские СМИ, посредством БТК страны –участницы этого проекта встраиваются в создающийся ныне по инициативе Китая Экономический пояс Шелкового пути. Это звено, способное связать Юго-Восточную Азию с Европой. Как доказательство — первым по БТК пройдет казахстанский груз, направляющийся в турецкий Мерсин. Кроме того, в настоящее время Баку и Исламабад обсуждают вопрос объединения железных дорог и фактически подключения Пакистана как к проекту «Север-Юг», так и к коридору БТК. После того, как будет готова железная дорога Казвин-Решт-Астара, грузы, отправленные из самой западной точки Турции, смогут проследовать в восточную провинцию Карс и далее по дороге БТК через Казахстан — на север Китая, либо по маршруту Азербайджан-Иран-Пакистан-Индия доехать до юга КНР.


Безусловно, реализация этого проекта является большой победой Азербайджана, у руля которого находится политик, всегда сдерживающий данные обещания.«Запуск железной дороги Карс -Тбилиси-Баку является одной из наших основных задач, и мы добьемся этого. В этом случае Турция и Азербайджан будут соединены железной дорогой, все грузовые перевозки будут осуществляться по этому маршруту. В то же время, ясно и то, что оккупировавшая наши земли, проводящая агрессию против нас страна — Армения останется в стороне от всех этих проектов».
Это цитата из речи Президента Азербайджана, Ильхама Алиева, на II съезде азербайджанцев мира 16 марта 2006 года. Как видим, перед нами пример того, как было реализовано то, что было обещано. Реализован проект, превративший Азербайджан в уникальный региональный хаб. Он, напомню, изначально рассматривался , как альтернатива российской Транссибирской железной дороге и проект в свое время даже назывался «Железным «Шелковым путем». Несложно понять, сколь велико было противодействие этому проекту со стороны России и Армении. Но, в итоге, он уже запускается!


Чтобы понять, каких титанических усилий все это стоило, напомню о работе по противодействию реализации данного проекта со стороны армянского лобби. При их непосредственном участии банковский комитет Сената 21 сентября 2006 года принял решение, согласно которому, Банк импорта и экспорта США не предоставит гарантии, займы или другое возможное финансирование для строительства железной дороги БТК в обход Армении. А в октябре того же года Сенат окончательно заблокировал финансовое содействие проекту, запретив американским компаниям участвовать в финансировании строительства железной дороги между Турцией и Грузией в обход Армении..
Но это не стало причиной, которая бы привела к сворачиванию столь важного для развития всего региона проекта .Азербайджан взял на себя основную часть его финансирования. Для финансирования проекта Азербайджан выделил средства на сумму 775 млн. долларов путем двух траншей. Первый транш предусматривает выделение 200 млн. долларов с годовой ставкой 1% и возможностью продления срока на 25 лет. Второй транш составляет 575 млн. долларов с годовой ставкой 5% и возможностью продления срока на 25 лет. Помогла и Турция. А вот Грузия…,
Напомню, что 21 ноября 2007 года в местечке Марабда в Ахалкалакском районе в горах на юге Грузии состоялась торжественная церемония начала осуществления проекта железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. Церемония проходила на самом высоком уровне – присутствовали президенты всех трех участвующих стран.
Президентом Грузии тогда был Михаил Саакашвили. Он был одним из тех, кто всячески поддерживал реализацию данного проекта, видя его очевидные экономические и политические преимущества как для Грузии, так и для всего нашего региона. Но, многое изменилось после смены власти в Грузии в 2012 году. . Тогдашний премьер-министр Бидзина Иванишвили публично поставил под сомнение экономическую целесообразность этого строительства. Он, в частности, тогда сказал, что после ввода в эксплуатацию этой дороги объем грузоперевозок по грузинской железной дороге и через черноморские порты страны может уменьшиться.
Ныне об этих речах в Тбилиси предпочитают не вспоминать. И присутствие на сегодняшней церемонии открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс премьер-министра Грузии – тому доказательство. А еще- это доказательство того, что самые амбициозные проекты можно реализовывать не благодаря, а вопреки позиции ведущих мировых держав, стая во главу интересы своей страны, всего региона. И это то, чему неплохо было бы научиться украинским политикам.

Хикмет Джавадов,

Председатель объединенной диаспоры азербайджанцев Украины, кандидат юридических наук

Теги: 
Украина